Общество
Санкт-Петербургское Общество византино-славянских исследований
основано в 1993 году и зарегистрировано Управлением юстиции Мэрии
Санкт-Петербурга Министерства юстиции Российской Федерации в качестве
общественного объединения, творческого союза ученых (Свидетельство о
регистрации Устава общественного Объединения № 1676 от 14
октября 1993 г.). Общество объединяет специалистов различных областей
знания, связанных с изучением византино-славянских древностей,
с целью консолидации их творческих сил и координации их исследовательской
деятельности. Главная задача последней состоит в междисциплинарной
интеграции исторического знания поверх разделяющих его
предметно-тематических, дисциплинарных и бюрократических барьеров,
необходимость которой продиктована как внутренними потребностями
развития науки, так и ее общественным призванием. В частности,
такая интеграция необходима для адекватного освещения генезиса и
развития русской цивилизации в общей исторической ретроспективе
иудео-христианского мира.
Исследовательская программа Общества определяет предметно-тематический
репертуар, хронологические рамки и форму презентации публикуемых на сайте
материалов. Внимание сфокусировано на домонгольском периоде русской истории,
периоде становления государственных и церковных институтов древней
Руси, восприятия и усвоения византийского опыта. Освещается своеобразие
древнерусской рецепции византийского наследия, выявляются обусловившие это
своеобразие факторы, в ряду которых особое внимание отводится неоднородному
происхождению тех традиций иудео-христианского мира, которые были восприняты и
переосмыслены на Руси.
Основные формы деятельности Общества вполне традиционны:
конференции,
семинары и коллоквиумы,
материалы которых используются
в публикациях
Общества, в том числе электронных: Ресурсы сайта.
Наряду с оригинальными авторскими материалами, впервые опубликованными на сайте,
посетителям сайта предоставляются также и иные электронные ресурсы,
доступ к которым не ограничен либо согласован с субъектами авторских прав. Кроме того,
сайт снабжен обширным каталогом ссылок на иные сайты родственной тематики,
включая классическую филологию, библеистику и ассириологию, ресурсы которых
проливают свет на исторические корни иудео-христианских традиций,
унаследованных народами византино-славянского круга.
Все опубликованные на сайте материалы могут использоваться
только в частных целях, с обязательной ссылкой на источник.
Воспроизведение и распространение опубликованных на сайте
материалов без разрешения администрации сайта не допускается.
Все авторские права на опубликованные на сайте материалы защищены (all rights reserved)
знаком © (copyrights) в соответствии
с действующим законодательством.
Панорама Дворцовой площади с Александрийским столпом, вероятно, нуждается в небольшом комментарии. Еще в 1985 г. К. Манго обратил внимание на поразительное сходство исторических судеб двух городов, Константинополя и Петербурга. Именно эта мысль и получает здесь наглядную иллюстрацию. Как известно, Александрийский столп был воздвигнут в память о победе над Наполеоном, в день перенесения мощей св. Александра Невского 30 августа (11 сентября) 1834 г. Прототипом явилась Колонна Траяна в Риме. Столп увенчан фигурой ангела, попирающего змия и воздвигающего крест, которому приданы черты Александра I. Идейный замысел восходит к преданию о видении креста св. Константину Великому, со словами: "Сим победиши!" Все это общеизвестно. Но мало кому известно, и едва ли могло быть известно кому-либо в Петербурге николаевской поры, что в первые годы после его кончины св. Константин почитался в качестве "Нового Александра", по образцу Александра Великого, в котором со времен Нерона усматривали основателя мировой державы ромеев. Следовательно, в некотором смысле Александрийский столп в Петербурге действительно замыкает круг, истоки которого отметил Столп Константина в Константинополе, также возведенный по образцу Колонны Траяна, и тем самым иллюстрирует загадочное сходство исторических судеб двух городов.
Соответственно, когда вознесется над Охтой грандиозный фаллический символ Великой Энергетической Державы и в ужасе узрят народы Мышцу Господню, перед россиянами встанет новая проблема: а где в Стамбуле такой минарет?